Генеральный директор компании Infosuite Сергей Павлов ответил на вопросы корреспондента Cnews.

13 Сентября 2007

CNews: Как появилась компания Infosuite? Какой была ситуация на российском рынке систем автоматизации на момент создания компании?

Сергей Павлов: Компания Infosuite была создана в 2001 году. В тот момент для подавляющего количества малых и средних компаний, специализирующихся на продаже типовых решений на платформе 1С, была характерна франчайзинговая схема работы. Infosuite не была исключением. Серьезные изменения в жизни компании произошли в 2005 году, когда в Infosuite пришла новая команда управленцев, в числе которых был и я. Появилась группа компаний Innoway, партнерами которой помимо Infosuite стали «АйСтепс» и «Сервис Плюс Софт». Пришедшая команда менеджеров имела опыт работы на корпоративном рынке, что обусловило выбор направления развития группы компаний — внедрение систем управления предприятием для корпоративных клиентов. Это и стало нашим основным конкурентным преимуществом — умение работать с крупными корпоративными заказчиками, в том числе используя платформу 1С.

CNews: Какова специфика автоматизации хозяйственной деятельности крупных холдинговых и филиальных структур?

Сергей Павлов: При работе с крупными клиентами, как правило, приходится выполнять проекты и управлять ими в сложных организационных условиях, когда есть много зависимых юридических лиц, департаментов и филиалов. Необходимо взаимодействовать с большим количеством подразделений, которые преследуют разные интересы. С другой стороны, крупные компании при автоматизации деятельности заинтересованы в достаточно полном спектре услуг, начиная с моделирования бизнес-процессов, разработки методологии учета, выбора решения и заканчивая его тиражированием среди всех филиалов. В соответствии с этими требованиями мы и выстроили консалтинговую практику, подключив методологов — специалистов по бухгалтерскому и управленческому учету, людей, способных моделировать бизнес-процессы и оценивать их. Далее в проект вступают сотрудники, занимающиеся реализацией решения на тех платформах, которые выбраны для конкретного заказчика, с последующим внедрением системы и обучением персонала.

CNews: Какие функциональные компоненты систем автоматизации более всего востребованы холдинговыми компаниями?

Сергей Павлов: Первое и основное, без чего компании не могут существовать, это, конечно, финансы, управленческий, бухгалтерский и налоговый учет. Отличительной особенностью тех компаний, с которыми мы работаем, является наличие различной корпоративной отчетности, строящейся по определенным стандартам, характерным для организации. Также крупным предприятиям трудно обойтись без систем управления и контроля над такими важными ресурсами, как, например, финансы. Обязательно присутствуют системы планирования и бюджетирования. Кроме того, каждое предприятие определяет свой круг необходимых решений в зависимости от потребностей. Это могут быть решения по закупкам, продажам, управлению взаимоотношениями с клиентами, расчетам с контрагентами и другие.

CNews: С недавних пор Infosuite предлагает заказчикам еще и системы бизнес-аналитики? С чем связан выход на этот рынок?

Сергей Павлов: Системы бизнес-аналитики востребованы на рынке холдинговых и филиальных структур, поскольку таким компаниям требуется система достаточно развитой и гибкой отчетности, способная получать информацию из различных источников, консолидировать ее и представлять в удобном виде, в том числе и для руководства и акционеров. Рынок совершенно точно заинтересован в BI-системах, вопрос в том, сколько он готов за них платить. Несмотря на наличие устойчивого спроса, многие даже крупные предприятия стремятся сэкономить в том числе и на бизнес-аналитике и склоняются в сторону дешевых решений. Поэтому мы решили предлагать клиентам сразу два варианта BI-систем, относящихся к разным ценовым категориям. Типичной практикой является первоначальное внедрение клиентом недорогого решения, оценка его преимуществ и эффективности, а далее расширение функциональных возможностей другими, более дорогими технологическими решениями.

На мой взгляд, основной успех систем бизнес-аналитики еще впереди, т.к. налицо процессы укрупнения бизнеса в России. Мы сознательно заключили соответствующие партнерские договоры с компаниями «Терн» по продуктам Business Objects и «Инталев» именно сейчас, чтобы по мере роста рынка удовлетворять его потребности.

На сегодняшний день мы ведем несколько проектов внедрения аналитических систем, в частности, в «Северсталь-ресурс» и «СО — ЦДУ ЕЭС» (Системный оператор — Центральное диспетчерское управление). В последнем спроектировано и реализовано хранилище в рамках подсистемы «Консолидированная база данных», и на данном этапе заказчик может решить, с помощью какого именно «инструмента» он будет просматривать результаты бизнес-анализа.

CNews: Какие отрасли Вы оцениваете как наиболее перспективные для компании?

Сергей Павлов: В первую очередь это энергетика. Дело в том, что рынок энергетики очень сильно реорганизовывается и реструктурируется в последнее время. Буквально это значит, что появляются и исчезают юридические лица, филиальные структуры. Это зачастую приводит к изменению внутрикорпоративной учетной политики, корпоративной отчетности, появляется необходимость создавать стандарты учета, материализовывать их в виде автоматизированных систем и распространять по всей организации. Особенно ярко это можно наблюдать на примере таких организаций, как ОГК и МРСК. С одной стороны, предприятия, которые в них входят, достаточно хорошо автоматизированы. Но с другой стороны, после вхождения в холдинговые и филиальные структуры, для них устанавливаются новые стандарты.

CNews: Какие отрасли Вы оцениваете как наиболее перспективные для компании?

Сергей Павлов: В первую очередь это энергетика. Дело в том, что рынок энергетики очень сильно реорганизовывается и реструктурируется в последнее время. Буквально это значит, что появляются и исчезают юридические лица, филиальные структуры. Это зачастую приводит к изменению внутрикорпоративной учетной политики, корпоративной отчетности, появляется необходимость создавать стандарты учета, материализовывать их в виде автоматизированных систем и распространять по всей организации. Особенно ярко это можно наблюдать на примере таких организаций, как ОГК и МРСК. С одной стороны, предприятия, которые в них входят, достаточно хорошо автоматизированы. Но с другой стороны, после вхождения в холдинговые и филиальные структуры, для них устанавливаются новые стандарты.

Из-за постоянных преобразований в энергетике очень тяжело оценить в целом уровень автоматизации отрасли. Можно сказать, что уровень автоматизации очень высок, но разнороден. Полностью не покрыты потребности ни одного предприятия из тех, о которых мы имеем информацию. По нашим данным, в предприятиях энергетической отрасли сейчас используется до 10 различных платформ. Т.е. спектр решений очень широк, понятна и конечная цель компаний — внедрение наиболее оптимальных эффективных систем управления ресурсами предприятия, максимально удовлетворяющих их потребности. Вопрос в том, как достичь этой конечной цели наиболее оптимальным способом.

Сейчас у нас два клиента среди компаний энергетической отрасли — это уже упомянутый «СО-ЦДУ» и «Красноярскэнерго». Они являются одними из наиболее крупных наших заказчиков. Могу сказать, что 1С оказалась для нас весьма удачной платформой при работе с энергетической отраслью, т.к. она помогает быстро создать решение, которое соответствует корпоративным стандартам. Кроме того, 1С сейчас плавно перемещается из традиционного для себя сегмента малых и средних компаний именно в сегмент крупных предприятий, где представлены решения Парус, SAP R/3 и др.

Однако сама платформа не является определяющей. Мы пошли по пути создания партнерских отношений с компаниями, которые работают с другими платформами. Основным критерием выбора решения являются все-таки потребности клиента, а не приверженность компании той или иной платформе.

CNews: Какие еще компании являются вашими ключевыми клиентами?

Сергей Павлов: Спектр интересов у нас достаточно большой. Возможно, в будущем это приведет к децентрализации нашего бизнеса. Придется сконцентрировать экспертизу либо в отдельном направлении, либо в отдельной компании, как сегодня делает большинство компаний, создавая подразделения по отраслевому признаку.

Среди наиболее важных клиентов можно назвать предприятия добывающей промышленности, к которым относятся «Северсталь-ресурс» и «Металлинвест».

За ними следует группа торгово-производственных холдингов — компания «Корпус-Групп», Тульский хлебобулочный комбинат и др... Я думаю, что ключевым рынком для 1С в перспективе станут именно эти компании, бурно развивающиеся на данный момент.

Еще две существенные отрасли — государственные и образовательные учреждения. Мы гордимся работой с такими государственными структурами, как Федеральное Агентство «Росрезерв», федеральныое государственное учреждение «Информика» и др.

CNews: Насколько заинтересованы в системах автоматизации высшие учебные заведения? Является ли это направление перспективным?

Сергей Павлов: Рынок государственных вузов с точки зрения тех систем, которые мы предлагаем, вполне понятен и конкретен. Большинство государственных высших учебных заведений, являясь бюджетными организациями, использует типовые конфигурации 1С или Парус, в особо крупных, правда, встречаются продукты SAP. Отдельные учреждения пытаются внедрять решения Oracle. Однако, на мой взгляд, около 90% все-таки работает на 1С, т.к. это максимально доступное по цене решение и максимально адаптированное к нашему законодательству.

Исторически большинство вузов решало задачи автоматизации самостоятельно. В последние годы Федеральное агентство по образованию РФ пытается решить этот вопрос централизованно. Есть ряд проектов по оснащению вузов как техническими средствами, так и типовыми решениями. Можно сказать, что Агентство начало управлять этим процессом года три назад. По крайней мере, именно тогда я столкнулся с первым проектом типовой системы для вуза, разрабатываемой по инициативе Агентства.

Сейчас можно сказать, что эта ниша с точки зрения бизнеса практически занята, т.к. та функциональность, которая представлена в бюджетных решениях, в значительной степени покрывает потребности вузов. По этой причине мы в настоящий момент решили посмотреть на те бизнес-процессы высших учебных заведений, которые еще недостаточно охвачены разработчиками решений. К ним относятся системы платного обучения, которые мы создали и внедряем сейчас в МФЮА. В июне мы оформили отдельный 1С-совместимый продукт «Учет платного образования» и осенью планируем начать массовые продажи. В качестве потенциальных клиентов уже обозначилось порядка десятка вузов.

CNews: Какой проект стал для Вашей компании историческим? Обозначившим ее успех на рынке?

Сергей Павлов: Это, безусловно, разработка решения и его внедрение в «СО — ЦДУ ЕЭС», который является составной частью РАО ЕЭС и представляет собой многофилиальную структуру, более 60 филиалов. Было автоматизировано более 900 рабочих мест. Год ушел на то, чтобы создать это решение, и в течение 3 — 4 месяцев удалось его развернуть. Проект продолжается до сих пор, просто меняются его фазы. Сейчас мы сопровождаем систему, продолжаем ее развивать, наращивать новую функциональность. Этот проект стал для нас действительно эпохальным.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные условия успешности проекта внедрения системы автоматизации деятельности?

Сергей Павлов: Основной показатель успешности проекта, конечно, удовлетворенность заказчика. Чтобы достичь этой конечной цели, необходимо соблюдать множество условий. Однако основными можно считать два — профессионализм исполнителя и четкие требования со стороны заказчика, которые позволяют понять его объективные потребности.

Оригинал статьи


Назад в раздел