Конференция «Телематика 2007»

23 Июля 2007

С 18 по 21 июня в Санкт-Петербурге состоялась очередная, четырнадцатая по счету конференция «Телематика», посвященная проблемам информатизации российского образования Одной из важнейших частей организационно-финансовой деятельности Вузов является использование новых стратегических технологий предпринимательской деятельности, входящих в Customer Relationship Management (CRM) — Управление взаимоотношениями с клиентами.

В рамках CRM решаются задачи анализа рынка образовательных услуг, разработки стратегии привлечения потенциального потребителя оказываемых вузом услуг, удержание клиента (учащегося) в стенах вуза путем оказания адекватных оплате образовательных услуг, контроля своевременности и правильности расчетов и оперативного реагирования на любые нарушения договорных обязательств сторон.

Все актуальнее становятся задачи разработки в составе ИС подсистем CRM или их фрагментов. Специалистами компании Infosuite была выполнена подобная работа для одного из крупнейших негосударственных образовательных учреждений России — Московской финансово-юридической академии (МФЮА) и входящего в состав группы МФЮА Российского университета инноваций (РУИ). МФЮА имеет широкую сеть филиалов, учебных пунктов и представительств в разных регионах России. Всего в структуре МФЮА обучается более 50 тысяч студентов.

На данный момент времени функционирует полномасштабная ИС, в состав которой входят подсистемы «Кадровый учет студентов», «Приемная комиссия», «Приказы и документооборот», Договоры и дополнительные соглашения«, «Финансы и ценообразование», «Реализация образовательных услуг», «Учет денежных средств», «Финансовое планирование и бюджетирование», «Анализ взаиморасчетов с учащимися», «Бухгалтерский учет (хозрасчетный)», «Учет труда и заработной платы».

Система построена на платформе 1С, имеет сложную территориально распределенную архитектуру баз данных (БД), поддерживает одновременную работу более 50 пользователей в клиент-серверном сежиме (центральная база данных). Помимо этого в состав ИС входят более десяти периферийных БД, представляющих учебные корпуса МФЮА, расположенные в разных районах Москвы. Между центральной и периферийными БД происходит ежедневный обмен посредством штатных и нештатных механизмов синхронизации данных распределенной базы данных (РБД).

При подобной структуре ИС помимо очевидных задач оперативной интеграции данных особую актуальность приобретают задачи сохранения физической и логической целостности РБД после многочисленных сеансов синхронизации данных.

В основе работы центрального блока конфигурации «Управление платным образованием» лежит принцип мониторинга учебно-организационного и финансового статуса каждого учащегося. Ведь помимо контроля академической успеваемости студентов, влияющих на допуски к экзаменам, аттестациям, переводам на следующий курс, ИС должна дать оперативную информацию о состоянии взаиморасчетов с учащимися. При наличии финансового долга ИС должка блокировать многие учебно-организационные решения, принятые по отношению к должнику. Причем понятие финансового долга тоже является сложной категорией. Здесь совершенно недостаточно наличие положительного сальдо взаиморасчетов с анализируемым учащимся. Ведь у каждого студента или аспиранта могут быть совершенно индивидуальные условия оплаты согласно заключенного договора.

В договоре на оказание платных образовательных услуг фиксируются помимо стоимости обучения такие показатели, как периодичность оплаты (месяц, квартал, семестр, полугодие, год или единовременно), валюта расчетов, предоставленные льготы, срок действия льготы, отсрочка оплаты, бонусы, пени и др. Поэтому приказ, например, о переводе на следующий год или допуске к государственной аттестации может вступить в действие только при отсутствия финансового долга, исчисленного согласно условиям договора. Если положительное сальдо взаиморасчетов с учащимся все же оказалось меньше, чем требуется на данный момент времени, то студент или аспирант не должен допускаться к плановым учебно-организационным мероприятиям до момента погашения задолженности.

При такой численности учащихся задача оперативного учета взаиморасчетов с каждым из них согласно условий договора, является первостепенной и требует особо четкой и безотказной работы ИС. Наличие ошибок и неточностей чревато срывом учебного процесса или финансовыми потерями вуза.

Опыт эксплуатации ИС на базе платформы 1С показал преимущества данной системы. Важным достоинством подобной ИС является ее малобюджетность по сравнению с аналогами на базе других СУБД. Большим достоинством системы является открытость ее архитектуры, возможность интеграции с другими системами и приложениями на основе механизмов XML, ADO, OLE Automation, наличие сазвитых средств обмена для РБД.

Важным достоинством новой платформы является возможность полномасштабной реализации подсистемы CRM и финансового бюджетирования с использованием встроенных механизмов статистистического и кластерного анализов. Уровень реализации задач управления взаимоотношений с клиентами (учащимися) получил мощную платформенную базу в 1С:Предприятие 8. Этому способствует развитый механизм конструирования разнообразных отчетов, богатый выбор визуальных и графических средств соображения данных. Современная трехуровневая клиент-серверная архитектура информационной системы позволяет резко увеличить степень масштабируемости ИС, повысить ее производительность и защищенность данных. Появились новые средства интеграции с другими системами через механизмы DOM, ActiveX, XML, MSMQ, WSMQ, .NET и др., наличие универсальных механизмов обмена и возможность использования Web-расширения. Очень существенна преемственность платформенных систем, возможность простой интеграции с наиболее популярными программными продуктами: «Бухгалтерский учет», «Зарплата и кадры» и др. Все это позваляет рекомендовать опыт компании Infosuite по созданию и внедрению ИС «Управление платными образовательными услугами» к широкому применению в ВУЗах.


Назад в раздел